Долота «ДЛХбурмаш» — экономически выгодное решение

ТЭК Украины всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании экономики страны. Топливно-энергетический сектор является одной из самых инерционных и капиталоёмких структур, что требует заблаговременного формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития. Именно поэтому Энергетической стратегией Украины на период 2006-2030 гг. в нефтегазовом комплекс также предусмотрены конкретные шаги и программы. Они должны привести к увеличению объемов добычи на собственных месторождениях. Выполнение поставленной задачи будет требовать строительства новых нефтяных и газовых скважин, и, следовательно, повлечет за собой увеличение объемов бурения. Если учесть, что запасы многих месторождений Украины относятся к категории труднодобываемых, для буровых подрядчиков еще большую актуальность приобретут сокращение сроков строительства скважин и поиск оптимального соотношения между эксплуатационными характеристиками и стоимостью бурового оборудования. Как показывают результаты испытаний на месторождениях БУ «Укрбургаз», буровые долота (основной элемент любого бурового комплекса) производства ОАО «ДЛХбурмаш» позволяют значительно сократить капитальные затраты при строительстве скважин.

Энергетической стратегией развития Украины до 2030 г. определены основные цели и задачи, основные направления и показатели баланса производства и потребления, концептуальной энергетической безопасности государства. Разработан комплекс положений по развитию топливно-энергетического комплекса Украины на 2006 — 2030 гг.ukr1

Прогнозируемый объем добычи природного газа на территории Украины к 2010 году составит 23,5 млрд. м.3, к 2015 г. — 25,5 млрд. м3, к 2020 г. — 26,6 млрд. м3, к 2030 г. -30,1 млрд. м3. Согласно базового сценария развития, объемы добычи нефти с газовым конденсатом будут увеличиваться, достигнув уровня 5,1 млн. тонн/год до 2010 года и 5,3 млн. тонн/год в 2015 году. В дальнейшем объемы добычи нефти на собственных месторождениях стабилизируются на уровне 5,4 млн.тонн/год. Всего за прогнозируемый период (2006-2030 гг.) будет добыто 133,9 млн. тонн нефти с газовым конденсатом.

Следует отметить, что условия добычи газа и нефти на месторождениях, которые на сегодняшний момент уже введены в разработку, постоянно усложняются в силу сложных геологических условий. Более 15% запасов газа по критериям уровня истощенности запасов, коллекторских характеристик пород относятся к категории труднодобываемых. Более 70% запасов нефти по критериям уровня истощенности запасов, обводнения продукции, вязкости нефти, коллекторских характеристик пород принадлежат также к категории труднодобываемых.

Согласно Энергетической стратегии на ближайшую и дальнейшую перспективы уровни добычи углеводородов будут определяться повышением добычи на месторождениях, которые уже находятся в эксплуатации, и ускоренной разработкой новых месторождений.

Одна из основных сложностей сопряжена с тем, что извлечение труднодобываемых запасов нефти и газа требует применения специфических, наукоемких и высокозатратных технологий и оборудования.

В этой связи вопрос экономической эффективности бурового проекта встает особенно остро. Она во многом определяется эксплуатационными показателями буровых долот, которые являются ключевым элементом любого бурового комплекса. Как показывает практика, за счет правильного подбора буровых долот можно получить экономию капитальных затрат при строительстве глубоких нефтяных и газовых скважин до 30-40% от общей суммы затрат по проекту строительства.

Экономическая эффективность применения долот выявляется в ходе испытаний, являясь основной их целью. Одним из основных критериев при подборе гаммы буровых долот для бурения конкретного разреза слагаемых пород является наименьшая стоимость 1 метра проходки (в грн). Стоимость бурения одного погонного метра зависит от приведенных ниже параметров и может быть рассчитана по формуле:

ukr2С п.м. = (С бур. ст. х Н час + С дол.)/Нм

С п.м. — стоимость бурения одного погонного метра;
С бур. ст. — стоимость одного часа эксплуатации бурового станка;
Н час — стойкость долота в часах;
Нм — проходка долота в метрах;
С дол. — цена долота.

Региональный представитель отдела маркетинговых исследований ОАО «ДЛХбурмаш» Е.А. Петров (г.Самара, Россия)

В начале этого года в присутствии регионального представителя отдела маркетинговых исследований ОАО «ДЛХбурмаш» Е.А. Петрова (г. Самара, Россия) и при участии технологов БУ «Укрбургаз» на месторождениях БУ «Укрбургаз» проводились периодические испытания двух типов серийных долот IV поколения. Они были завершены в апреле-мае текущего года. Испытания долот первого типа 215,9 AUL-KLS13TG-R442 (215,9 МС-ЦГАУ-R442) в количестве 5 штук проходили в начале этого года на скважине №бб Кобзивского месторождения Хрестищенского УБР. Основные показатели работы данного типа долот несколько превышают результаты, полученные в 2005 году.

Кроме того, первый тип долот R442 в количестве 4 штук проходил испытания в апреле-мае текущего года на скважине № 63 Восточно-Полтавского месторождения Хрестищенского УБР. Целью данных испытаний являлось определение экономической эффективности применения долот R442 по сравнению с 215,9 МС-ГАУ-R56, а также импортным аналогом — долотом 8 1/2 FDGH фирмы «SMITH», отработанных в сопоставимых геолого-технических условиях бурения. Полученные результаты работы серийных долот R442 значи¬тельно выше по проходке, по стойкости и по механической скорости, чем у долот 215,9 МС-ГАУ-R56, но несколько уступают по основным показателям работы долотам 8 1/2 FDGH фирмы «SMITH» (по проходке на 20%, по стойкости на 15%, по механической скорости на 6%). Однако буровые долота 215,9 AUL-KLS13TG-R442 (215,9 МСЦ-ГАУ-R442) дают значительный экономический эффект, так как они ощутимо дешевле импортного аналога.

В начале 2006 г. были проведены периодические испытания второго типа буровых долот 215,9 AUL-LS54YP-R439L производства ОАО «ДЛХбурмаш» в количестве 3 штук на скважине № 104 Западно-Солохивского месторождения в Полтавском УБР. Долота были отработаны со следующими средними показателями: проходка 65,3 м, стойкость — 169,3 час, механическая скорость — 0,4 м/час. Они сопоставимы со средними показателями ранее отработанных буровых долот фирмы «Reed» в сходных геолого-технических условиях, но более низкие цены продукции компании «ДЛХбурмаш» обеспечивают ей устойчивую конкурентоспособность.

Кроме того, в апреле-мае текущего года были проведены периодические испытания буровых долот 215,9 AUL-LS54YP-R439 в количестве 3 штук на скважинах N5104,106 Западно-Солохивского месторождения в Полтавском УБР. Их целью являлось определение экономической эффективности применения долот R439 по сравнению с ранее использовавшимися — 215,9 СЗ-ГАУ-R53 и 215,9 СЗ-ГАУ-R269, а также для сопоставления с импортными аналогами фирмы «Reed». Испытания показали, что средние основные показатели работы буровых долот R439 (серийные долота IV поколения) значительно выше показателей буровых долот R53 (в настоящее время не производится). Средние показатели долот R439 по сравнению с долотами 215,9 СЗ-ГАУ-R269 (переходная модель долота между R53 и R439) выше по проходке на 33% и по механической скорости на 92% и несколько уступают по стойкости — на 21%. Основные показатели работы долот R439 по сравнению с долотами фирмы «Reed» несколько ниже, но по интегральному показателю стоимости одного метра проходки российские долота остаются экономически более эффективными — они дешевле импортного аналога.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что на сегодняшний день буровые долота ОАО «ДЛХбурмаш» по результатам проведённых периодических испытаний незначительно уступают по основным показателям зарубежным аналогам.

ukr3Но они являются более экономически эффективными для широкого применения на месторождениях БУ «Укрбургаз». Проведённый специалистами «ДЛХбурмаша» ориентировочный расчет показал (как видно из таблицы 1), что в сопоставимых геолого-технических условиях стоимость проходки погонного метра российских долот ниже аналогичного показателя долот «SMITH» (приблизительно на 25%) и «Reed» (приблизительно на 30%).