«Денисовка» надробит угля. Стране восходящего солнца

Хитромудрое у нас государство. Его призывы «Развивайте производство! Развивайте производство!» — отдают изрядным лицемерием. Во всякой сколько-нибудь значимой акционерной компании и обществе оно норовит захватить контрольный пакет акций. Когда соакционеры просят помощи, оно разводит руками: вы же рыночники, крутитесь сами. А когда они покрутились, и забрезжила какая-то прибылишка, оно спохватывается: стоп, вы же по большей части государственные — раскошеливайтесь!

Малое угледобывающее предприятие (теперь открытое акционерное общество) «Денисовское», основанное в 1990 году, своевременно вернуло кредит, с первых лет наладило устойчивую добычу угля. И на экспорт, и для внутренних потребителей. По запасам это месторождение поменьше «Нерюнгринского», но когда большой разрез действительно станет исчерпываться, работа горнякам на какое-то время найдется. Малому же предприятию отдали 4,5 миллиона тонн на открытую разработку и 11 — на подземную. Рекордная цифра добычи составила в 1994 году 320 тысяч тонн. Зато конец прошлого и половину нынешнего практически не работали — неплатежи, непоставки, организационная неразбериха. Ушел первый генеральный директор Вадим Моисеев…

Главный инженер Леонид Федоряченко долго обсуждал с горняками, как бы согнать с нарезанных в горе полок песчано-гравийную смесь вниз, в давно пройденную траншею, и докопаться до скалы. А потом обратился к бурильщику Бороденко:

— Миша, ты вот тут наклонно пробурить сможешь?

— Да, Александрыч, а потом ты потребуешь извилистую скважину, потом вообще какой-нибудь выкрутас, — попытался отшутиться машинист. А потом серьезно добавил. — Берет станок под 45 градусов.

Буровых станков на «Денисовском» два, 30-тонных самосвалов осталось девять, 5-кубовых экскаваторов четыре — все свое, отечественное. И, раз есть свой железнодорожный тупик со станцией, обзавелись и тепловозом, тоже родным. Двигатель на нем стоит от БелАЗа, поэтому запчасти берут с технологической автобазы «Якутугля».

Насчет сотрудничества со смежниками, подчас отдаленными знакомыми, потребителями-поставщиками, у меня была долгая беседа с новым генеральным директором Алексеем Назаровым. Алексей Васильевич на предприятии со дня основания, был главным энергетиком. Да и для Нерюнгри не новичок, много лет работал на большом угольном разрезе. Он рассказал, что в числе основных получателей продукции «Денисовского» — японская «Ниппорос корпорейшн». Она занимается закупками российского леса, рыбы, угля. Уголь потом реализует цементная компания. Охотно берет его у нас и одно из подразделений промышленного гиганта «Сумитомо». Платят японцы аккуратно и валютой.

А со своими — почти стопроцентный бартер. Взрывчатка, продукты, дизтопливо, запчасти. Свои — это приморские и хабаровские энергетики (с которыми подчас приходится судиться из-за полного отсутствия платежей), железная дорога, совхозы Хабаровского края, Амурской и Читинской области. Попадал денисовский уголь и в Алдан. Особенно устраивает Назарова контакт с железной дорогой.

— Они мне должны, а не я им! — произнес он почти с гордостью.

Ну, и от республики поддержки бы побольше! Госдолю акций надо бы уменьшить, добавить какой-то процент предприятию — прежде всего на развитие производства. Надо еще раз напомнить: кредит они своевременно вернули и все, чем владеют теперь, заработали сами. И, конечно же, от налогов денисовцы стонут, как и все. Что, наши налоговые законодатели — завтра уже и жить не собираются? Или все поголовно бездетные?

На самом-то предприятии прогресс за последнее время заметен. К середине года задолженность по зарплате была по 1 сентября года прошлого. Теперь ее «свели» на 1 февраля и в сентябре — раз добыча и реализация угля пошла — намереваются довести до 1 мая. На треть сокращена задолженность по налогам.

Текущее производство складывается так, что тысяч 135—150 планируют добыть. Но за текущим рачительные хозяева все пристальнее вглядываются в недалекое будущее. Скоро уж браться за подземную выработку. Строительство шахты займет от двух до трех лет. Мало? Нормально. Здесь же не потребуется классический вертикальный ствол, входы будут штольные, тоннельные. Попутно с проходкой главного откаточного и вентиляционного штреков, обустройством руддвора, нарезанием лав и забоев будет продолжаться и добыча. И, естественно, нарастать. Под это грядущее нарастание недавно сделали еще одно приобретение. Назаров, у которого чувствуется кулаковатое стремление к тому, чтобы у предприятия все было свое, сам с удовольствием показал это впечатляющее сооружение.

Под высокой обширной эстакадой — бункер и громадная железная бочка наподобие бесшаровых мельниц на алмазных фабриках, из которой вылетает длиннейшая стрела транспортера. Дробилка. Ведь японцы требуют куски строго стандартной фракции — 50 миллиметров. Но уж больно несоизмерима мощность этого агрегата по сравнению с добываемыми сейчас объемами — полтора миллиона тонн в год. (Кстати, заказана дробилка в Красноярске, сейчас подходят последние детали, к середине сентября состоится рабочий запуск).

Так вот зачем такой монстр сравнительно маленькому предприятию? Хотелось даже поддеть Алексея Васильевича одним напоминанием: несколько лет назад пообещали г-ну Лужкову украсить белокаменную мрамором не хуже каррарского, завезли на здешнее месторождение «Марийка» дорогостоящее импортное оборудование, и оно там теперь гниет.

Но денисовцы — они себе на уме. Может, рассчитывают получить в разработку дополнительные пласты и собственное производство развить шире. Может, надо будет делиться с перебирающимся на «Денисовку» «Якутуглем». А у Назарова есть еще мечта разжиться и собственной обогатительной установочкой, на миллиончик тонн в год.

…В конторе генерального директора среди множества хлопот ждала одна приятная — предстояло подписывать праздничный приказ. Кого в него включать, Назаров с Федоряченко могли бы сказать «с закрытыми глазами». С первого дня в фирме безупречно работает главбух Елена Глейх. Тоже в числе первых электрики Александр Иванов и Владимир Груздо. Попозже пришли, но здорово вкалывают экскаваторщики Иван Моисеев и Анатолий Ожиганов, белазисты Владимир Болотайко, Владимир Строканев и Петр Зинченко, бурильщики Михаил Бороденко и Александр Главинский, бульдозеристы Павел Шинкевич и Виталий Саньков. А как обойдешь вниманием крановщика Филиппа Шатохина, водителей вспомогательного транспорта Вадима Пермякова и Виктора Охрименко, главного энергетика Николая Микушина и главного механика Бориса Гребенникова? Кадровики подбросили еще веселый казус: одному передовику прямо в праздник исполняется 55 — ему сразу два ценных подарка давать? «Конечно, — философски отозвался директор, — две даты — пусть и отмечены будут оба».

М.МОРОЗОВ