Специальное конструкторское бюро по долотам

В состав ОАО «ДЛХбурмаш» входит Специальное конструкторское бюро по долотам. Ежегодно это бюро проектирует более 30 новых и производит модернизацию существующих конструкций долот. На предприятии создано более 260 изобретений в области долотостроения, часть из них используется в серийно выпускаемых конструкциях долот, обеспечивая патентную чистоту.

Наличие высококлассных инженеров, владеющих самыми современными компьютерными технологиями и программами, позволяет непрерывно осуществлять проектирование буровых долот для любых способов и условий бурения, повышая их технический уровень и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Одной из основных задач, успешно решаемых на протяжении 55 лет существования ОАО «ДЛХбурмаш», является подготовка высококлассных специалистов — долотчиков: конструкторов, проектирующих новые высокоэффективные буровые долота, технологов, инструментальщиков, цеховых инженеров, полевых инженеров-исследователей, тех, кто участвует в осуществлении всех этапов создания новых конструкций от эскизного проекта, изготовления образцов, опытных и промышленных партий, стендовых и промысловых испытаний, до их серийного производства.

В разные годы многие специалисты, занимающиеся исследованиями самых различных проблем долотостроения, защитили диссертации и получили в Высшей Аттестационной Комиссии дипломы ученых степеней. 19 из них стали кандидатами, а 3 — докторами технических наук.

В стенах Специального конструкторского бюро по долотам (СКБ) ОАО «ДЛХбурмаш» за эти годы разработано более 1600 новых конструкций буровых долот. Многие решения, воплощенные в эти конструкции, обладают мировой новизной. В Комитете по делам изобретений (Роспатент) получено 280 заявок. Их авторам и предприятию выданы авторские свидетельства и патенты на изобретения, в том числе в 17 зарубежных странах.

Наличие в ОАО «ДЛХбурмаш» высококлассных инженеров, владеющих самыми современными компьютерными технологиями и программами, позволяет непрерывно и в 30 раз быстрее, чем ранее осуществлять и совершенствовать проектирование типоразмеров буровых долот, предназначенных для любых способов и условий бурения, обеспечивая их высокий технический уровень и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Это позволило вместо 27 типоразмеров серийных буровых долот, выпускавшихся в 1991 году, в настоящее время выпускать более 300 типоразмеров самых различных долот, полностью обеспечивая потребность отечественных и зарубежных буровиков.

Разработка новых конструкций долот ведется при помощи программ AutoCAD, SolidEdge, UniGraphics, Bitex, применяемых лучшими зарубежными фирмами по производству долот.

В двухмерной среде прорабатываются базовые детали, создаются рабочие схемы узлов долота.

Программы пакета Bitex , созданные программистами СКБ, позволяют просчитывать собираемость деталей в узлы и секции бурового долота.

В трехмерных средах SolidEdge и UniGraphics создаются модели заготовок и всего долота в сборе. С их помощью можно видеть на экране компьютера спроектированное долото в динамике работы, с вращением корпуса и шарошек, а также проверить все заданные параметры этого долота. Объемное проектирование заготовок позволило открыть новую страницу в производстве штампов, снизив сроки их изготовления в 30 и более раз.

В состав СКБ входит лаборатория исследований и испытаний новой продукции. Испытательные буровые стенды лаборатории исследований и испытаний новой продукции (ЛИИНП) позволяют обеспечить реальные условия для отработки образцов опытных долот и сравнить их показатели с базовыми. В процессе испытаний имеется возможность визуально наблюдать за характером и динамикой износа отдельных элементов вооружения и опор буровых долот во времени.

По положительным результатам стендовых испытаний принимается решение о выпуске опытных партий долот для дальнейших их испытаний в полевых условиях. Сюда же доставляют долота из различных регионов России и других стран, отработанные на буровых комплексах. Тщательный анализ характера износа отдельных элементов позволяют определить пути дальнейшего совершенствования продукции и улучшения технологических показателей. Благодаря этим исследованиям делается заключение о возможности выпуска промышленных партий новых долот.