Буровые долота на рынке России: проблемы и решения

Нефтегагазопромысловая отрасль является базовой в российской экономике. Текущая конъюнктура этого сегмента современного мирового и внутреннего рынка стимулируют динамичное развитие деятельности буровых подрядчиков. Результаты работы этих компаний определяют стабильность текущей деловой активности добывающих предприятий и закладывают потенциал для увеличения объема добычи полезных ископаемых.

Буровые долота являются ключевым элементом любого бурового комплекса. Экономическая эффективность бурового проекта во многом определяется эксплуатационными показателями буровых долот. 513425Как показывает практика, за счет правильного подбора буровых долот можно получить экономию капитальных затрат при строительстве глубоких нефтяных и газовых скважин до 30-40% от общей суммы затрат по проекту строительства. В связи с этим в советский период развития России на федеральном уровне рассматривались вопросы развития отечественного долотного машиностроения. Шарошечные долота были отнесены к особосложной продукции важнейшего народнохозяйственного значения. За годы советского периода в России были созданы крупнейшие в мире мощности по производству буровых долот. В то время стояла задача — довести годовой объем производства долот до 1 млн. штук в год. Это привело к тому, что производство ориентировалось на достижение этой генеральной задачи — количество любой ценой! Сегодня никому и в голову не придут подобные мысли. Рынок России стал свободным для всех мировых производителей долот. Любой российский буровой подрядчик может купить импортные долота от любого известного производителя долот. Тем не менее, закончился период хаотического приобретения импортных долот. На первый план выдвинулся экономический анализ обоснования выбора того или иного долота. Современные буровые долота являются дорогостоящим инструментом. Это объясняется тем, что производители долот используют современные материалы, содержащие драгоценные металлы, высоколегированные стали, композитные твердые сплавы на основе карбида вольфрама, искусственные и натуральные алмазы; и прогрессивные технологии, построенные на уникальных обрабатывающих производственных комплексах, чтобы обеспечить конкурентные преимущества буровым долотам.

В России буровые долота производят компании с разным историческим прошлым. Среди них — ДЛХбурмаш (г. Брянск), Уралбурмаш (г. Верхние Серги, Свердловская область), Сарапульский машзавод (г. Сарапул, Удмуртская Республика), Белгородский завод горного машиностроения (г. Белгород), научно-производственное предприятие «Буринтех» (г. Уфа) и другие. ДЛХбурмаш по праву является флагманом российского долотостроения. Пройдя через годы реформирования отечественной экономики, компании удалось не только сохранить накопленный за более чем полувековой срок технологический опыт, но и создать одно из лучших в мире по технологическому оснащению современное машиностроительное предприятие. В условиях по сути открытого внутреннего рынка долота ДЛХбурмаш уверенного удерживают 80% долю продаж долот нефтяного и газового сортамента в России на протяжении последних пяти лет. При этом продажи импортных долот составляют 6-8%.

Однако бурное развитие новейших буровых технологий требует постоянного обновления технологического оборудования для производства модернизированных конструкций долот и внедрения новых типов и видов долот, которое в большинстве случаев является уникальным и производится в единичных экземплярах и имеет соответствующий уровень цен. В подтверждение качества выпускаемых долот ДЛХбурмаш получил сертификат соответствия ГОСТ Р, сертификат соответствия международного стандарта качества ISO 9001:2000, сертификат соответствия стандартам американского института Spec 7 и Ql API, Кроме того, производство в Самаре посетили ряд международных инспекций, представляющих интересы зарубежных потребителей долот. ОАО «ДЛХбурмаш» является членом авторитетных национальных и международных специализированных организаций, таких например как, Российская ассоциация буровых подрядчиков и Международная ассоциация буровых подрядчиков (IADC). В настоящее время завершается работа по сертификации системы охраны окружающей среды, безопасности труда и производственной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:1999. Результатом многолетних усилий стало международное признание качества российских долот марки ДЛХбурмаш. Сегодня наши долота экспортируются во все мировые районы, где ведется бурение.

Государственная поддержка национального производства буровых долот является важной стратегической задачей для любой страны, где ведутся крупномасштабные буровые работы. Как уже упоминалось выше, от буровых долот во многом зависит общий объем капитальных вложений при строительстве скважин различного назначения и прежде всего нефтяных и газовых скважин. Сегодня благодаря наличию мощного отечественного производства долот российские буровые подрядчики покупают буровые долота по ценам, существенно отличающимся от мировых. Тем не менее, зарубежные производители находят различные способы ввоза своих долот на таможенную территорию России в обход установленных таможенных процедур. В связи с этим на территорию завозятся крупные партии долот, не обоснованные реальными потребностями. При этом зачастую используются приемы недобросовестной конкуренции. Все это создает неопределенность при планировании производства и составлении прогнозов продаж для российских производителей долот и негативно сказывается на дальнейшем развитии российского долотного машиностроения в целом.

Многие государства разработали меры государственной поддержки и развития национального долотного машиностроения. Например, страны Персидского залива (Султанат Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт) подписали соглашение о предоставление преференций при локализации производства долот на территории этих стран. Исламская Республика Иран ввела полный запрет на импорт долот, аналоги которых производятся на территории Ирана. Индия и Китай ввели запретительные ставки ввозных таможенных пошлин, установив их на уровне 70% и 40% соответственно. В России сегодня буровые долота отнесены к коду ТН ВЭД 82071990001, для которого постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 10%. В сложившейся ситуации, российские производители долот не только не защищены от интервенции импортеров долот, но и ставится под угрозу само существование независимых российских предприятий, которые производят буровые долота, не имея достаточных оборотных средств и средств на техническое перевооружение.

Как известно, прототипы современных буровых долот были созданы более ста лет назад. За все эти годы производство долот постоянно увеличивалось. Мировое производство долот является достаточно привлекательным бизнесом. По нашей оценке мировые продажи буровых долот в прошлом году составили около 2 млрд. долларов США. Сегодня общее количество заводов по производству долот в различных странах достигло 28. Лидерами мировых продаж буровых долот остаются такие компании как Smith International, Baker Hughes, Grant Prideco и Halliburton. Долота с товарными знаками Hughes Chris-tensen, Smith Bits, ReedHycalog и многими другими пришли на российский рынок. Спустя десять лет «свободного рынка» можно дать некоторые оценки динамики развития рынка буровых долот в России.

В целом его можно охарактеризовать как нестабильный. Самым успешным был 2001 год. В тот год был достигнут рекордный за последние годы уровень продаж долот нефтегазопромыслового сортамента в 63 тысячи штук. В последующие годы этот показатель резко снизился до 33 тысяч. В прошлом году наметилась тенденция к некоторому увеличению спроса. При этом на мировом рынке объем потребления долот в прошлом году возрос на 23% по нашей оценке. В России объективно существуют две противоположные конъюнктурные динамики развития рынка буровых долот. С одной стороны, собственно объем буровых работ, который также достиг своего исторического максимума за прошедшее десятилетие 11 млн. метров проходки в 2001 году, резко сократился в 2002 году и относительно стабилизировался в последующие годы. Следует отметить, что благодаря благоприятной рыночной среде и существенным изменениям в российском законодательстве по использованию природными ресурсами наметилась тенденция по росту темпов строительства нефтяных и газовых скважин и соответственно увеличение объемов бурения. Тренд спроса на буровые долота естественным образом коррелирует с этим процессом. С другой стороны, благодаря внедрению инноваций в технологию бурения происходит интенсификация процесса бурения. Безусловно, новые технологии бурения привели к созданию новых типов буровых долот и повышению их эксплуатационных показателей. По-существу, происходит оптимизация бурового инструмента к ожиданиям буровых подрядчиком. В любом случае, усовершенствование долот приводит к сокращению их физической потребности, поскольку меньшее количество долот позволяет пробурить большее количество метров скважин.

Несмотря на кажущуюся простоту соотношения этих двух тенденций, следует обратить внимание на неравновесное состояние спроса и предложения долот, как в количественном, так и качественном отношении. Прежде всего, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, исторически российские буровики при выборе долот использовали рекомендации ГОСТ 20692-2003 «Долота шарошечные. Технические условия» и его предыдущие издания. Мировое сообщество производителей буровых долот и буровых подрядчиков при поддержке международной ассоциации буровых подрядчиков (IADC) и общества нефтяных инженеров (SPE) ещё в 1987 году пришли к соглашению о создании гармонизированной системы классификации буровых долот. В результате этой системы классификации шарошечных долот и цельнокорпусных долот типа PDC, описанные в публикациях «IADC/SPE 23937 The IADC Roller Bit Classification System» и «IADC/SPE 23940 Development of a New IADC Fixed Cutter Drill Bit Classification System». Данный подход позволяет значительно расширить возможности алгоритмов по оптимизации подбора долот с учетом описания разбуриваемых горных пород и применяемых режимов бурения. Кажется естественным, что национальный стандарт должен быть гармонизирован с признанной международной системой классификацией долот. К сожалению, при переработке ГОСТа эта проблема не была решена. В результате проектные организации при разработке проектов скважин испытывают понятные трудности при подборе бурового инструмента.

Во-вторых, большинство российский нефтяных и газовых операторов прошли или проходят период реорганизации структуры компаний. В связи с этим нарушились некоторые исторически сложившиеся информационные связи между производителями и потребителями долот.

Всего лишь несколько лет назад российские буровые подрядчики довольствовались несколькими десятками конструкций долот. Некоторые специалисты знали их, что называется, «на память». Сегодня эта ситуация совершенно изменилась. Проектировщики скважин стоят перед трудным выбором долот из нескольких тысяч возможных вариантов. Если раньше ДЛХбурмаш предлагал около двух десятков конструкций долот ежегодно, то в 2005 году было разработано 130 конструкций. Сегодня номенклатура долот ДЛХбурмаш приближается к тысяче конструкций и практически ограничена исключительно пожеланиями или требованиями заказчика. В такой ситуации необходим постоянный информационный канал между поставщиками и потребителями долот. Полевые исследования отработки долот часто выявляют нерациональное использование буровых долот в реальных условиях. Как разобраться с этим морем информации? Существует несколько путей решения этих проблем.

Два года назад ДЛХбурмаш представил новую систему обозначения долот, которая, по нашему мнению, отражает основные или ключевые конструктивные особенности долот. Были предложены девять продуктовых линий буровых долот с разными функциональными возможностями. Такой подход позволяет значительно упростить понимание реальной конструкции долота даже в отсутствии специалиста-консультанта. Мы провели презентацию нашего проекта на всех основных специализированных выставках и конференциях в России.

Некоторые российские маркетологи представляют российское нефтегазопромысловое машиностроение как отсталое и агонизирующее производство. Возможно, такая опенка имеет место для некоторых предприятий нашей отрасли. Но мы категорически отвергаем подобное суждение по отношению к производству долот. Тем не менее, на ряде встреч мы убедились, что такая точка зрения, к сожалению, существует. Как правило, её выражают авторы, которые не были на долотных заводах, как минимум, лет десять. Для изменения такого мнения, ДЛХбурмаш реализует программу «открытых дверей». Мы приглашаем посетить наше производство заинтересованных специалистов и руководителей буровых подрядчиков, чтобы они лично могли оценить наши технологические возможности и достигнутый уровень производства. Мы удовлетворены тем, что нашими приглашениями воспользовались многие известные и новые компании.

Однако ключевым решением вопроса стало появление на российском рынке долотного сервиса. Основой этой сервисной деятельности является соединение потребностей и ожиданий потребителей буровых долот и существующих и потенциальных возможностей производителей этих долот. Сегодня подобные услуги оказывают многие сервисные российские и зарубежные компании. Одной из таких компаний является наша дочерняя компания ВБМ-Сервис. Первые итого работы полевых инженеров компании показали эффективность такого партнерства. Опыт долотного сервиса в России многократно обсуждался на специализированных конференциях 2004-2005 года. Общая оценка является позитивной.

По сути, данная практика появилась как следствие мирового опыта при решении буровых проблем в сложных геологических условиях. Как правило, речь идет о создании интегрированных многопрофильных команд специалистов, представляющих интересы поставщиков и потребителей долот, а также проектировщиков скважин. Перед ними ставится решение конкретной целевой задачи при разработке реального бурового проекта. В большинстве случаев они находят ожидаемое решение в кратчайшие сроки. Мы полагаем, что подобный опыт может также оказать позитивное влияние на оптимизацию бурения и снижения затрат на бурение в России.

И.Н. Некрасов, А.М. Назаров, А.Н. Сурков