Долото на примерку. Современные и перспективные конструкции долот

Компания «ДЛХбурмаш» завершила свой очередной исторический этап. Перед нами в предыдущие три года стояла задача заполнить полностью параметрический ряд по диаметрам долот в соответствии с требованиями рекомендованной практики элементов буровой колонны, в соответствии с седьмой спецификацией API. И эту задачу, по нашему мнению, нам удалось решить. В этом году мы практически способны изготовить долота по любому диаметру, который хотел бы иметь заказчик, исходя из параметрического ряда API. Теперь перед нами открываются новые перспективы и ставятся новые задачи, когда на повестку дня выходит вопрос не о проектировании новых долот с точки зрения их размеров, а о качественном подходе к разработке долот, которые будут, по сути, долотами, изготовленными по индивидуальным проектам.

6345634Я хотел бы сегодня презентовать нашу новую линию AUM. Эта линия возникла в результате последних требований буровых технологий, которые перед нами появились. Прежде всего, мы на Ближнем Востоке встретились с повышением числа оборотов забойных двигателей до 240-340 оборотов. Раньше мы ограничивали число оборотов наших герметизированных долот уровнем 250, и поэтому было принято решение о разработке новой линии.

Но изначальная идея сделать новое уплотнение привела, по сути, к созданию долота с новой для «ДЛХбурмаша» концепцией проектирования и изготовления шарошечных долот. Применен новый эластомер, который значительно повысил эксплуатационные показатели по износостойкости уплотнений. Применили новую тарельчатую форму уплотнений, которую мы назвали «Power Ring». Мы также применили одно решение, которое получило дальнейшее развитие в других компаниях при проектировании долот. Речь идет о том, чтобы позволить элементам уплотнения минимизировать деформацию в процессе эксплуатации опоры. Первые результаты использования этого уплотнения в линии AUL в тестовом режиме показали увеличение работы узла герметизации от 20% до 35%.

К сожалению, мы в предыдущее время достаточно мало внимания уделяли гидравлике долота. Однако в 2005 году мы разработали собственную программу расчета гидравлики долота. Мы полагаем, что все долота линии AUM будут производиться не в стандартной комплектации, а по индивидуальным проектам в рамках заключенных контрактов, что будет позволять нам производить ориентацию силы и направления струй в соответствии с конкретными геологическими условиями непосредственно в реальных скважинах.

Наибольшая проблема для всех компаний, которая практически последние два года активно обсуждается среди всех производителей и потребителей долот, — это режущая структура шарошечных долот. Мы этой работой занимались на протяжении длительного времени, но впервые уже как стандартную опцию будем применять в долотах AUM в качестве вооружения, как для стальных зубьев, так и для твердосплавного вооружения, где все зубья будут иметь индивидуальную ориентацию с различными вариантами, где угол разворота зубьев или зубков будет либо постоянный, либо переменный, либо какая-то комбинированная система. При высоких оборотах бурения, свыше 240 оборотов, несколько меняется сама теория разрушения горных пород. Мы также ожидаем от использования этой новой режущей структуры повышения механической скорости до 26%.

Учитывая последние тенденции, которые имеют место на российском рынке, сегодня это очень ярко проявилось в предыдущих докладах, технологии проводки горизонтальных, наклонно-направленных скважин, это вопросы защиты корпуса долота, чему раньше уделялось не такое большое внимание. Сегодня этот вопрос стал среди таких же приоритетных, как опора и вооружение. Поэтому наши конструкторы применили сложную с конструкторской точки зрения систему стабилизации долота. Идея состоит в том, что мы предлагаем три контура стабилизации, которые будут меняться в зависимости от расположения долота. Имеется в виду угол наклона скважины и вибрации, в том числе поперечные вибрации, а также работа долота с учетом дополнительных устройств в КНБК.

Хотелось бы обратить внимание на новое предложение на российском рынке — алмазные зубки для армирования долот. Первый опыт мы получили в Гвинейском заливе в Нигерии, когда вопрос защиты вооружения встал наиболее актуально, и наши традиционные схемы армирования вооружения долот оказались недостаточно эффективными. Одно из дешевых, но высокоэффективных решений — это армировка долота, когда за счет внедрения армированного слоя в тело корпуса долота достигается практически двойной наплавленный слой. Армированный слой наплавленного материала на поверхности долота. В результате эффективность калибрующих поверхностей корпуса долота повышается до 25%. Также очень эффективно использование алмазных зубков, несмотря на их высокую цену, при армировании спинки лапок.

Четыре месяца назад мы представили на российский рынок твердосплавные долота PDC, безусловно, с матрицей. К сожалению, практика использования долот PDC в России довольно молодая и, может быть, даже недостаточная.

В 2005 году мы запустили новый проект «отношений между нашим клиентом и нами». Была очень хорошая фраза в докладе представителя Hughes Christensen о том, что должны создаваться комплексные бригады для выбора конструкции долота. Это не новый подход; может быть, он в какой-то степени новый для России. По крайней мере, такой опыт у нас есть при работе с «Сургутнефтегазом», очень хороший опыт. Для «Ноябрьскнефтегаза» мы искали оптимальную конструкцию долота два года. Результат превысил почти в 2,5 раза первоначальные данные.

Наконец, сегодня очень популярны программные продукты, связанные с проектированием скважин и оптимизацией выбора долот. К сожалению, в России нет ни одного продукта, где блок оптимизации выбора долот полностью работает применительно к долотам «ДЛХбурмаш». Весь 2005 год мы пытались наладить партнерство с компанией Schlumberger. К сожалению, рано пока говорить о результатах. Проблема в отсутствии данных, которые надо вводить в программу оптимизации. Возможно, мы когда-то соберемся с компаниями, которые производят этот софт и которые его потребляют, и, наверно, найдем какой-то оптимум в этом вопросе.

Назаров А. М.